На политической арене Усть-Илимска в декабре 2018 года произошли события, которые стали предметом широкого обсуждения как в городских, так и областных средствах массовой информации. Депутаты Городской Думы оценили деятельность мэра города В.К. Тулубаева за 2017 год неудовлетворительно, а затем выступили с инициативой об отставке главы Администрации города.
С чем связана негативная оценка деятельности мэра города, готовы ли к конструктивному диалогу с исполнительным органом власти народные избранники – наш разговор с председателем Городской Думы Сергеем Владимировичем Зацепиным.
- На заседании Городской Думы 3 декабря многие выступавшие в защиту мэра города говорили об успехах и достижениях в области образования, культуры, других сферах. Несмотря на это, депутаты поставили мэру города В.К. Тулубаеву второй «неуд» подряд. Почему?
– Безусловно, успехи есть, и этого никто не отрицает. Все бюджетные учреждения исправно функционируют. Но ведь так и должно быть! Наряду с этим существуют проблемы по жизненно важным вопросам городского хозяйства. Это содержание автомобильных дорог в зимний период, их своевременный ремонт, бесперебойное осуществление городских пассажирских перевозок, да строительство снежных городков, наконец! Почему-то только в Усть-Илимске подготовка к Новому году начинается за две недели до праздника. На календаре середина декабря, а строительство снежного городка в левобережье и на Высотке еще не начинали. Отношение ко всем городским проблемам со стороны исполнительной власти должно быть более тщательным. Депутатский корпус неоднократно указывал на некоторые промахи чиновников Администрации города и предлагал совместную работу. К сожалению, взаимодействовать не всегда удается конструктивно. Есть совершенно объективные претензии к деятельности мэра города по ряду направлений и от депутатов, и от жителей города.
Во-первых, выполнение программы по переселению из аварийного и ветхого жилья. Плохая организация работы в этом направлении привела к тому, что муниципалитет должен изыскать и вернуть в областной бюджет порядка 22 млн. рублей. Во-вторых, некачественная подготовка проектно-сметной документации по капитальному ремонту городских автомобильных дорог. Ошибки в организационно-управленческой деятельности привели к тому, что Усть-Илимск не вошел в региональные программы и не может претендовать на дополнительное финансирование из областного бюджета. Между тем, ассигнования на эти цели были утверждены при принятии бюджета города на 2017 год. К сожалению, исполнительная власть не делает выводов из своих ошибок. Подобная ситуация сложилась и в текущем году. Есть письмо регионального министерства строительства и дорожного хозяйства, в котором говорится, что до 2021 года нашему городу никаких средств выделяться на капитальный ремонт дорог не будет. В-третьих, уже набившая всем оскомину тема с Центральной городской аптекой. Было упущено драгоценное время по выводу предприятия из кризиса, что привело к росту долгов до 15 млн. рублей.
В начале 2018 года в Усть-Илимске была угроза дорожного коллапса. Администрация города заключила контракты на уборку дорог, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию, хотя никаких признаков чрезвычайности не было. По данному факту была проведена проверка Усть-Илимской межрайонной прокуратурой. В заключении надзорного органа четко указано, что это серьезное упущение в организации работы и ее контроля со стороны мэра города. Обращаю внимание, что это выводы независимого надзорного органа.
Настоящий хозяин города просто обязан быть в курсе всех проблемных вопросов и принимать оперативные меры по их устранению.
Очевидно, что упущения в работе и бездеятельность главы Усть-Илимска привела к тому, что муниципалитет терпит убытки, исчисляемые десятками миллионов рублей! А ведь на эти средства можно было купить несколько автобусов и восстановить муниципальное автотранспортное предприятие. Ведь именно об этом в своей предвыборной кампании и говорил Вакиль Касимович. Но за три года в этом направлении не сделано даже робких шагов. Напротив, ежегодно увеличиваются тарифы на проезд в городском пассажирском автотранспорте и растет сумма выплат единственному частному перевозчику из бюджета города, поскольку в 2017 году ООО «Попутчик» отказался осуществлять пассажирские перевозки по убыточным маршрутам. В 2017 году ему было выплачено 2 млн. рублей, в 2018 году – 6,3 млн. рублей, и на 2019 год предусмотрено 7,6 млн. рублей бюджетных средств.
В совокупности все эти факторы и стали поводом для депутатского корпуса оценить деятельность, а точнее, бездеятельность главы города неудовлетворительно.
- Ваши оппоненты считают, что оценка дана неправомерно, поскольку отчет мэра города был отозван.
- В этом году в судебных спорах решался вопрос о том, кто вправе устанавливать сроки и порядок отчета мэра города – Городская Дума или Администрация города. Суд встал на сторону представительного органа. Решением Городской Думы определено положение о сроках и порядке заслушивания ежегодного отчета мэра города о результатах деятельности. И в этом документе процедура отзыва отчета главы Администрации города не предусмотрена.
Более того, уже по всей стране мэры городов отчитались о своей работе за 2017 год, кроме Усть-Илимска. Отчет этот нужен, чтобы задать вектор развития на перспективу. Но этого не происходит, депутаты не видят мэра города на заседаниях парламента уже более года.
При этом хочу отметить, что согласно федеральному закону о местном самоуправлении и Уставу города глава муниципального образования подотчетен и подконтролен представительному органу, то есть Городской Думе. Мэр города обязан ежегодно отчитываться перед депутатами о своей работе. Попытка отозвать отчет – это, на мой взгляд, попытка уклониться от своих обязанностей. Кроме того, уполномоченные лица Администрации города заявили, что отчет мэра города содержит стопроцентно недостоверные сведения. И какой оценки такая работа заслуживает?.. По-моему здесь все очевидно.
Думаю, что те, кто видят в действиях депутатского корпуса какую-то политическую игру, заинтересован только в одном – удержаться в своем кресле, чтобы получать хорошую зарплату. Сомневаюсь, что это верная позиция.
- Недавно состоялись публичные слушания по внесению изменений в Устав города в части снижения кворума для определения правомочности заседаний представительного органа. Предлагаемая поправка не получила одобрения участников публичных слушаний. Зачем все-таки нужно было депутатам снизить кворум?
- Этот вопрос оказался сильно политизирован. Отдельные депутаты и чиновники Администрации города намеренно освещали его в очень искаженном виде. В действующем составе Городской Думы есть два-три депутата, которые умышленно срывали заседания парламента. При этом они не учитывали, что, парализуя своими действиями работу представительного органа, фактически срывали рассмотрение важных для жизнедеятельности города вопросов. Чтобы не ставить в зависимость от политических настроений некоторых депутатов правомочность заседаний Городской Думы и возникло предложение о снижении кворума. На публичных слушаниях оно поддержки не получило. Трагедии в этом нет, мы постараемся сделать все, чтобы впредь обеспечить кворум заседаний городского парламента.
- Можно ли сказать, что в городе есть кризис власти?
- Не думаю. Есть обоснованные претензии к исполнительным органам, непосредственно к лицу, который возглавляет исполнительную власть в городе. Подчеркну, что депутатский корпус активно работает, мы находимся в диалоге с исполнительной властью, но есть исключение... Тому доказательство – совместная работа над проектом бюджета. В частности, были выявлены некоторые проблемные вопросы как в Управлении образования, так и в Управлении культуры. Совместно с руководителями мы быстро их решили, учли интересы сторон.
Мы намерены выстраивать вертикаль власти. Считаю, что командная работа даст свои положительные результаты. Мы утверждаем бюджет города и добивается от мэра, руководителей управлений и департаментов Администрации города его четкого исполнения. Нужно мыслить стратегически, видеть перспективу, а не закрывать какие-то точечные проблемы, заниматься латанием дыр. Необходимо пользоваться теми условиями, которые сейчас есть в экономике региона. Общеизвестно, что областной бюджет увеличивается на десятки миллиардов ежегодно. Другие муниципалитеты активно участвуют в различных областных программах, привлекая денежные средства на свои территории. Но только не Усть-Илимск. Именно поэтому и звучат претензии от депутатского корпуса в адрес мэра города. Депутаты утвердили в бюджете города на 2019 год значительные ассигнования на подготовку проектно-сметной документации. Это позволит муниципалитету войти в областные программы, привлечь дополнительное финансирование в экономику и, соответственно, в развитие нашего города. И тогда горожане увидят, что власть действительно работает на благо Усть-Илимска и его жителей.
Однако с исполнением бюджета города есть проблемы. Особенно много претензий к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства, который в силу каких-то причин не осваивает утвержденные ассигнования, в частности, по подготовке проектно-сметной документации. Не укладываемся в сроки – нет финансирования. Поэтому со своей стороны депутаты будут контролировать ход работы в этом направлении, приглашать специалистов на рабочие совещания депутатских комиссий и требовать исполнения этой работы в срок.
Есть еще один существенный момент, который вызывает беспокойство депутатского корпуса. Администрация города пошла на кардинальные меры – заключила контракт на уборку и содержание автомобильных дорог на полгода, заложив годовой объем выделенных ассигнований. Это грозит городу дорожным коллапсом после того как все деньги будут израсходованы, поскольку у нас нет собственных доходов в нужном объеме, а область может не поддержать столь рискованный шаг Администрации города. Прежде чем заключать такой контракт, необходимо было отработать этот вопрос с региональным профильным министерством, получить поддержку областного правительства.
Уже совсем скоро, в марте, необходимо будет готовить конкурсную документацию. Потребуется порядка 100 млн. рублей, а денег нет. На мой взгляд, вливание столь больших средств в эту непрозрачную сферу вызывает немало вопросов. При этом ни образованию, ни культуре, ни спорту не уделяется такое повышенное внимание.
- Какие предложения депутатов получили отражение в бюджете города на 2019 год?
- В ходе работы над проектом бюджета депутатский корпус сформировал свои предложения, которые нашли свое отражение в экспертном заключении. На публичных слушаниях по проекту бюджета на трехлетний период я это озвучил. Отмечу, что планируется бездефицитный бюджет на три года. Получится ли, время покажет. Городская Дума предложила учесть в расходной части бюджета 10,5 миллионов рублей на реализацию различных мероприятий в рамках муниципальных программ. Это и ремонт злополучной лестницы от остановки «Витязь», и продолжение работы по освещению пр. Дружбы Народов, ул. 40 лет Победы, и устройство пешеходного перехода у остановки «Механизаторов», и ряд других вопросов.
Кроме того, в бюджете города на 2019 год заложены средства на обследование технического состояния верхового моста через реку Ангара. Эта тема не раз поднималась жителями города на рабочих заседаниях профильной депутатской комиссии, поэтому парламентарии учли этот вопрос при формировании проекта бюджета.
Решается вопрос о дифференциации заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. После повышения МРОТ сложилась парадоксальная ситуация: работники бюджетных учреждений без квалификации, технический персонал стали получать заработную плату на одном уровне со специалистами, имеющими высшее образование. Депутаты Законодательного Собрания Иркутской А.В. Лобков и В.В. Перетолчин провели предварительные встречи с руководителями министерства финансов региона, профильным комитетом в областном парламенте и получили поддержку на проведение этого мероприятия. В настоящее время в Администрации города готовятся предложения по повышению зарплаты с учетом градации. Депутаты Городской Думы поддержат эти предложения однозначно!
Аппарат Городской Думы