30 января председатель Городской Думы горда Усть-Илимска Сергей Зацепин выступил с докладом в рамках «муниципального часа» на сессии Законодательного Собрания Иркутской области, где обсуждались проблемы регулярных пассажирских перевозок в муниципалитетах.
Как сообщил присутствующим Сергей Зацепин, в Усть-Илимске муниципальное автотранспортное предприятие обанкротилось несколько лет назад и до сих пор не восстановлено. По сути, рынок пассажирских перевозок монополизирован, где действует один частник. В период своего захода он обещал обслуживать все имеющиеся в городе пассажирские маршруты и не повышать тарифы. Но по истечении двух лет ситуация в корне изменилась. Тарифы на пассажирские перевозки растут ежегодно, а перевозчик отказывается от четырех из девяти существующих маршрутов, сетуя, что они являются для него убыточными. От горожан регулярно поступают жалобы на качество транспортного обслуживания: в вечернее время уехать с одного берега на другой довольно сложно, а в зимнее время это приобретает дополнительный негативный оттенок. Кроме того, перевозчик использует автобусы средней вместимости с целью получить максимальную прибыль с единицы площади транспортного средства, что, безусловно, отражается на комфорте горожан, в том числе в период дачных перевозок.
Сергей Владимирович отметил, что единственный частный перевозчик снимает «сливки» с наиболее прибыльных маршрутов, в то время как муниципалитет получает ежегодные многомиллионные платежи по убыточным маршрутам, поскольку вынужден субсидировать их из городского бюджета. Во втором полугодии 2017 года на эти цели выделено 2,5 млн. рублей, в 2018 году - 6 млн. рублей, а в 2019 году – уже 7,5 млн. рублей. И это притом, что плата за проезд также остается в полном распоряжении перевозчика. По мнению специалистов Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска объективно оценить выделение именно таких сумм на убыточные маршруты не представляется возможным.
Выход из создавшегося положения есть, считает Сергей Зацепин, - это создание муниципального автотранспортного предприятия. Однако при наличии дефицитного бюджета данная задача для Усть-Илимска практически нерешаема. Без помощи областного бюджета не обойтись. Взаимодействие областного и муниципального уровней власти в виде финансовой поддержки по приобретению транспорта для обслуживания населения по городским пассажирским маршрутам в наибольшей степени может способствовать решению этой задачи.
Кроме того, С.В. Зацепин также обратил внимание еще на одну социально значимую проблему в сфере транспортного обслуживания. В Усть-Илимске проживают около 9 тысяч инвалидов, что составляет более 10 процентов от общего количества жителей города. У перевозчика отсутствует оборудование для облегчения посадки и высадки инвалидов и других маломобильных групп населения – лица преклонного возраста, беременные женщины, люди с детскими колясками и др.
В то же время в Усть-Илимске действует муниципальная программа 2016-2020 годов в целях обеспечения доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Программой предусмотрено приобретение низкопольных автобусов. Однако в силу дефицитности городского бюджета решить этот вопрос не представляется возможным. Так как стоимость одного автобуса составляет порядка 5 млн. рублей.
В 2018 году муниципалитет обращался в правительство Иркутской области с целью войти в 2019 году в областную программу «Социальная поддержка населения», чтобы получить финансирование на приобретение двух автобусов. В свою очередь город был готов обеспечить софинансирование в размере трех миллионов рублей, что составляло 30 процентов от общего объема необходимых средств. К сожалению, был дан ответ, что финансовая помощь может быть оказана в размере только 200 тысяч рублей.
Подводя резюме своему выступлению, председатель усть-илимского парламента обратился к областным парламентариям с просьбой рассмотреть возможность предоставления местным бюджетам субсидий из регионального бюджета на софинансирование мероприятий по приобретению транспортных средств для организации транспортного обслуживания по регулярным муниципальным маршрутам.
- Примеры такого взаимодействия между областными и местными властями есть в различных субъектах Российской Федерации, - подчеркнул в заключение Сергей Зацепин.
В ходе обсуждения данного вопроса инициативу председателя Городской Думы города Усть-Илимска поддержали председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Наталья Дикусарова и председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Виктор Побойкин.
С докладами по актуальному вопросу на «муниципальном часе» выступили также председатели дум Братского района и Братска, Ангарского городского округа, Киренского, Мамско-Чуйского и Тайшетского районов, а также областные парламентарии.
Председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол по итогам рассмотрения вопроса отметил, что систему субсидирования муниципальных перевозок в регионе необходимо существенно менять, муниципалитеты не должны биться в одиночку. Совместными усилиями нужно обеспечить регулярные и качественные пассажирские перевозки в пределах муниципальных образований и между ними. Нужно использовать все возможности – и резервы областного бюджета, и участие в реализации федеральных программ.
Все предложения, озвученные депутатами местных дум и областного парламента, нашли отражение в виде рекомендаций правительству Иркутской области в соответствующем постановлении Законодательного Собрания.
Аппарат Городской Думы, по информации пресс-службы Законодательного Собрания Иркутской области
{gallery}foto/2019/08-02-2019{/gallery}