Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Уважаемые посетители, сайт находится в разработке, производится наполнение материалами.
Городская дума
города усть-илимска
телефон приемной: 39535 9-82-30 Версия для
слабовидящих

9 ноября 2018 года в здании Администрации города в кабинете №100 были назначены публичные слушания по двум проектам решения Городской Думы. Оба касались внесения изменений в Устав города. Первый проект предусматривал возможность муниципалитета расходовать собственные средства на отлов и содержание безнадзорных животных. Второй проект касался вопроса по изменению кворума заседаний Городской Думы. Однако публичные слушания по второму вопросу пришлось отложить, поскольку зал не вмещал всех пришедших на мероприятие. Что такое кворум, каким он должен быть и зачем он нужен – наш разговор с депутатом Городской Думы, председателем постоянной комиссии по Уставу, Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественностью Арсением Петровичем Чихирьковым.

- Что такое кворум и зачем он нужен?

- Говоря простым языком, кворум – это минимальное число участников какого-либо заседания или собрания, необходимое для его правомочности. Если число таких участников меньше минимально необходимого, то говорят, что заседание или собрание не имеет кворума, следовательно, оно неправомочно, или, говоря проще, - незаконно. Необходимо различать понятия «законность заседания» и «законность принятия решений». Из личного опыта общения с жителями города, которые 9 ноября присутствовали на публичных слушаниях, стало понятно, что многие из них, к сожалению, путают эти понятия.

Что касается вопроса о кворуме, обсуждение на публичных слушаниях которого Городская Дума назначила на 8 декабря в ДК «Дружба», то следует иметь в виду, что минимальное значение для такого кворума установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этой нормой заседание представительного органа муниципального образования (Городской Думы) считается законным, если на нем присутствует не меньше половины депутатов. Для нашего города это означает, что должно присутствовать не меньше десяти депутатов. Однако закон позволяет закрепить в уставе города более высокое значение кворума для законности заседания представительного органа. Так, в некоторых городах Иркутской области предусмотрен минимально допустимый законом кворум в 50 процентов от числа всех депутатов, в других, включая и наш город, не менее 2/3 (около 67 процентов) от числа всех депутатов.

Необходимо понимать, что незаконность заседания означает для всех присутствующих на нем, что свое время они потратили впустую, не говоря уже о других неблагоприятных последствиях, связанных с невозможностью рассмотрения вопросов повестки дня и принятия по ним необходимых для города решений. Такая ситуация может возникнуть по уважительным причинам отсутствия лиц, без которых не набирается кворум – это болезнь, командировка и т.п. Однако не исключено и злоупотребление правом, когда участник, без которого невозможно набрать кворум, преднамеренно срывает заседание, покидая его раньше времени или вовсе не приходит. Только представьте, что для правомочности какого-нибудь собрания необходимо присутствие всех возможных его участников. Несложно догадаться, что в такой ситуации всего один участник, угрожая своим отсутствием, может диктовать условия остальным. Это не только само по себе неправильно, но еще и для других участников дурной пример того, как можно манипулировать волей всех остальных.

Например, для внесения изменений в устав муниципального образования необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее 2/3 (14 человек) от числа всех депутатов Городской Думы. Данное требование закона является обязательным. Такое же требование установлено законом для принятия решения об удалении в отставку главы муниципального образования. Иные нормативные решения думы, которыми утверждаются общеобязательные правила на территории города, в соответствии с законом принимаются простым большинством голосов от установленной численности депутатов. В нашем случае это 11 голосов (половина депутатского корпуса плюс один голос). Данное требование закона также не зависит от установленного уставом города кворума для заседания думы, будь он 50 процентов или 2/3.

- Почему возник вопрос о снижении кворума? Вы хотите таким образом принимать решения, угодные только определенной части депутатов?

- На самом деле вопрос об изменении кворума возник еще два года назад, когда в очередной раз возникла угроза срыва заседания. Тогда один из депутатов открыто признал, что имел место сговор, хотя для этого никаких веских причин не было. Мы договорились с коллегами о том, что вопрос о снижении кворума снимается и не будет подниматься при условии, что срывов заседаний Думы не повторится. Это было своего рода джентльменское соглашение.

Однако в 2017 году была попытка сорвать заседание Думы, когда заслушивался отчет мэра города. В этом году заседания Думы срывались дважды. В частности, в сентябре заседание Думы было созвано для принятия решения, которое не удалось принять в июле, а также для принятия отставки Виталия Владимировича Перетолчина по собственному желанию в связи с его избранием в Законодательное Собрание Иркутской области. Заседание не состоялось по причине отсутствия депутатов, которые за день до заседания сообщили о том, что будут на нем присутствовать. Причем на заседание не явились как раз те депутаты, которые за два года до этого обещали больше не предпринимать попыток срывать заседание. В октябре была предпринята вторая умышленная публичная попытка.

Обращаю ваше внимание, что ни в одном из указанных случаев не было места для разговоров о каких-то решениях в интересах какой-то определенной части депутатов.

Кроме того, действующая Дума последовательно отстаивает необходимость соблюдения Администрацией города норм бюджетного законодательства. Порой для оперативного внесения изменений необходимо созвать внеочередное заседание Думы. И сделать это будет намного проще, если для принятия решения кворум заседания будет снижен до 11 голосов.

- Если кворум будет снижен, остальные депутаты не смогут участвовать в голосовании, а значит не смогут защищать интересы своих избирателей?

- Нельзя депутата лишить права защищать интересы своих избирателей! Никакой кворум не может этого сделать. Все депутаты обязаны участвовать в заседаниях Думы и ее постоянных комиссиях, членами которых они являются. Кроме того, в соответствии с Регламентом Думы депутату запрещается покидать заседание без разрешения.

Считаю, доводы о том, что снижение кворума не позволит некоторым депутатам донести позицию своих избирателей, вызваны непониманием закона, либо, что еще хуже, намеренно высказываются для того, чтобы ввести избирателей в заблуждение и таким образом сохранить возможность двум-трем депутатам диктовать свою волю всей Думе под угрозой срыва заседания, фактически парализуя работу представительного органа и срывать решение вопросов городского хозяйства.

- Можно ли ввести какие-то наказания для депутатов, которые намеренно срывают заседания Городской Думы?

- Изучая вопрос о возможной ответственности депутата, который без уважительных причин пропускает заседания или намеренно их срывает, мы с коллегами пришли к выводу о том, что самая эффективная и допустимая законом мера – это освещение таких случаев в средствах массовой информации, из которых избиратели смогут сделать вывод о нецелесообразности переизбрания такого депутата. К сожалению, использование иных рычагов влияния закон не допускает.

- На 9 ноября были назначены публичные слушания, где должен был рассматриваться вопрос о внесении изменений в Устав города в части снижения кворума Городской Думы. Мероприятие не состоялось, так как кабинет № 100 Администрации города не смог вместить всех пришедших. Почему для проведения публичных слушаний было выбрано рабочее время и небольшое помещение? Городская Дума сделала это намеренно?

- Все мы хорошо знаем, что такое накопленный годами опыт и как он влияет на нас, на то, как мы принимаем решения. Я не припоминаю, чтобы на публичных слушаниях по вопросам о внесении изменений в устав города, присутствовало больше 10-15 участников. Но 9 ноября в 10 часов, то есть за час до публичных слушаний по вопросу, связанному с кворумом, состоялись публичные слушания по другому вопросу, который связан с отловом и содержанием безнадзорных животных. Слушания длились чуть больше десяти минут. Вопреки ожиданиям, основанным на многолетнем опыте, на слушаниях присутствовали 95 участников. Почти все из них – сотрудники Администрации города. Ближе к 11 часам стали прибывать не только жители города, но и сотрудники учреждений, подведомственных постоянно действующим исполнительным органам Администрации города, в связи с чем, у депутатов возник вопрос о том, насколько оправдано отсутствие всех этих сотрудников на работе в рабочее время. В результате количество зарегистрированных участников составило 220 человек. Конечно, все они физически уместиться в помещении не могли, поэтому многим приходилось стоять в коридоре. Стало понятно, что единственным разумным предложением является перенос проведения публичных слушаний на выходной день в здание ДК «Дружба». Это предложение поддержали 217 из 220 участников. Опираясь на такой результат, 16 ноября Городская Дума приняла решение о проведении публичных слушаний 8 декабря в субботу в 13 часов в театральном зале ДК «Дружба». Кстати, на этот же день в том же театральном зале, но на 16 часов назначены публичные слушания по проекту бюджета города на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы. Приглашаем всех жителей города.

-  А ранее Городская Дума выходила к Администрации города с предложениями проводить публичные слушания в выходные дни во Дворце культуры «Дружба», чтобы могли присутствовать все желающие?

- Такое предложение высказывалось неоднократно и мной, и моими коллегами. В ответ мы слышали доводы о том, что реализация такого предложения нецелесообразна, поскольку повлечет дополнительные расходы бюджетных средств, связанные с необходимостью повышенной оплаты труда сотрудников Администрации города, привлекаемых к организации и проведению публичных слушаний в выходной день. Кроме того, звучали доводы и о том, что население не готово к участию в обсуждении вопросов, касающихся бюджета и нормотворчества. Полагаю, что такие доводы – заблуждение. Так это или нет, но необходимо с чего-то начинать.

- Всегда ли есть необходимость проводить публичные слушания в помещении большой вместимости, ведь порой на эти мероприятия приходят человек 10, и те являются в основном сотрудниками Администрации города?

- Если мы будем заниматься организацией публичных слушаний исходя из предположений о том, что население не готово и не проявляет интерес к публичным слушаниям, то и участвовать в них будут единицы, и то из числа депутатов и сотрудников Администрации города. Население в это время будет черпать из интернета информацию сомнительного качества. Все это будет только расширять пропасть между населением и властью. А если мы действительно хотим выявлять и учитывать общественное мнение, развивать конструктивный диалог органов власти и населения, тогда подход надо менять и добиваться результата.

- Спасибо за разъяснения. Надеемся, что 8 декабря горожане проявят свою гражданскую активность и придут на публичные слушания в 13 часов и в 16 часов.

Аппарат Городской Думы